Оглавление:
- Статья 105 ЛК РФ. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов
- Порядок оформления разрешительной документации на лесные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
- Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов
- О городских лесах
- Изменение границ лесопарковых зон
- Изменение площади городских лесов не допускается
- Вопросы перевода земель лесного фонда в другие категории
- Комментарий к СТ 105 ЛК РФ
Статья 105 ЛК РФ. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов
- Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов
- »
- »
1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.
2. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. В лесопарковых зонах запрещаются: 1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; 2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 3) ведение сельского хозяйства; 4) разработка месторождений полезных ископаемых; 5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. 4. В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.
5. В зеленых зонах запрещаются: 1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи; 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства; 3) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. 5.1. В городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 — 5 части 3 настоящей статьи.
6. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. 8.
Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов
- »
1.
3. В лесопарковых зонах запрещаются: 1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; 2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 3) ведение сельского хозяйства; 4) разработка месторождений полезных ископаемых; 5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. 4. В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.
5. В зеленых зонах запрещаются: 1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи; 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства; 3) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.
5.1. В городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1-5 части 3 настоящей статьи. 6. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
7. Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 8. Особенности использования, охраны, защиты,
Порядок оформления разрешительной документации на лесные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ).Частью 3 статьи 45 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении, такие линейные объекты.Права на землю должны быть оформлены на все лесные участки в границах земель лесного фонда, на которых расположены линейные объекты.В соответствии с частью 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.Постановка на государственный кадастровый учет является обязательной процедурой при предоставлении лесных участков для целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, в том числе для использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (на срок более одного года).Правоотношения в области предоставления лесных участков в силу статьи 9 Лесного кодекса РФ регулируются гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.Согласно статье 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ), если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон (с изменениями на 25 августа 2017 года)
(с изменениями на 25 августа 2017 года)____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011); (Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 12.11.2012); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.08.2017, N 0001201708280014).
____________________________________________________________________В соответствии с Правительство Российской Федерациипостановляет:Утвердить прилагаемое Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.Председатель ПравительстваРоссийской ФедерацииВ.ПутинУТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 14 декабря 2009 года N 1007(с изменениями на 25 августа 2017 года)1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (далее соответственно — лесопарковые зоны, зеленые зоны).2.
Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.3. Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.4.
Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).5.
Границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие , являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.6. Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения.
Площадь зеленой зоны определяется в зависимости
Статья 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов
СТ 105 ЛК РФ Утратила силу с 1 июля 2023 года.
— Федеральный закон от 27.12.2018 N 538-ФЗ. 1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.
2. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. В лесопарковых зонах запрещаются: 1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; 2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 3) ведение сельского хозяйства; 4) разработка месторождений полезных ископаемых; 5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
4. В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.
5. В зеленых зонах запрещаются: 1) виды деятельности, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 части 3 настоящей статьи; 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства; 3) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. 5.1. В городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 — 5 части 3 настоящей статьи.
6. Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
7. Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 8.
О городских лесах
Руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
к вопросам местного значения городского поселения, городского округа и муниципальных районов относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.
Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 69 Лесного кодекса РФ установлено, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Таким образом, для получения информации о границах лесных участков на территории городских лесов необходимо организовать проведение лесоустроительных работ в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 (далее – Лесоустроительная инструкция).
Статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что при градостроительном зонировании устанавливаются зоны рекреационного назначения, в состав которых включаются территории, занятые городскими лесами. Границы территориальных зон определяются при разработке правил землепользования и застройки.
Об утверждении лесохозяйственного регламента городских лесов муниципального образования город владимир
В целях осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, в соответствии со статьями 84, 87 , постановляю:1.
Утвердить Лесохозяйственный регламент городских лесов муниципального образования город Владимир согласно приложению.2. Опубликовать данное постановление на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира.3.
Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Литвинкина С.В.Глава администрации городаА.С.ШОХИН ПриложениеУТВЕРЖДЕНОпостановлениемадминистрациигорода Владимираот 12.09.2017 N 3114 Настоящий Лесохозяйственный регламент городских лесов муниципального образования город Владимир (далее — Лесохозяйственный регламент) является основой осуществления и использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах городских лесов муниципального образования город Владимир. Лесохозяйственный регламент обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах городских лесов муниципального образования город Владимир.Основанием для разработки Лесохозяйственного регламента является муниципальный контракт от 27.02.2017 N 12, заключенный управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира с Обществом с ограниченной ответственностью «Земля» на выполнение работ по лесоустройству городских лесов на территории муниципального образования город Владимир и разработке лесохозяйственного регламента.Лесохозяйственный регламент разработан в соответствии с частью 7 статьи 87 и .Информационной основой разработки Лесохозяйственного регламента являлись сведения из государственного лесного реестра Владимирской области по состоянию на 01.01.2017, а также материалы лесоустройства, проведенного в 2017 году ООО «Земля», в соответствии с , утвержденной .Отнесение лесов к защитным и подразделение их на категорию городских лесов осуществлялось в соответствии с частью 2 статьи 102
Изменение границ лесопарковых зон
Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.
Лесопарковые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).
Границы лесопарковых частей, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, являются соответственно границами лесопарковых зон. Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения.
Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.
В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха и прогулочная зона, а также функциональные зоны — зона фаунистического покоя и восстановительная зона, и восстановительная зона. Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесопарковой зоне устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Подготовка документации по проектированию границ лесопарковой зоны принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо по предложениям заинтересованных органов местного самоуправления.
Проектная документация разрабатывается по заказу органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации.
Изменение площади городских лесов не допускается
Бердский стройтрест собирался там строить здравницу. Компания требовала вернуть ей в общей сложности 7,6 млн рублей по сделке аренды земли.
Согласно материалам лесоустройства от года участок относился к государственному лесному фонду. И в году там по-прежнему лес.
Основанием для разработки проекта федерального закона является перечень поручений Президента Российской Федерации от 7 мая г. Проектом федерального закона глава 15 Лесного кодекса изложена в новой редакции, в котором на комплексной основе урегулированы все вопросы, касающиеся правового статуса и режима защитных лесов и особо защитных участков лесов, в том числе установления Правительством Российской Федерации порядка определения указанных лесов и участков лесов. При этом городские леса выделены в отдельную категорию защитных лесов.
Законопроектом предусматривается передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в части осуществления полномочий по выделению особо защитных лесов, установлению их границ, а также упразднению особо защитных участков лесов. Реализация возлагаемых на органы государственной власти субъектов Российской Федерации положений законопроекта будет осуществляться в пределах, предусмотренных в федеральном бюджете субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Также проект федерального закона предусматривает дополнение Лесного кодекса отдельной главой, предусматривающей особенность использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности.
При этом, в отдельную статью выделены городские леса, уменьшение площади которых не допускается.
Вопросы перевода земель лесного фонда в другие категории
, регулируются земельным, лесным, градостроительным законодательством. Земельное законодательство — Земельный кодекс Российской Федерации и федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ
«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
.
Градостроительное законодательство представлено Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральным законом от 29.12.2004 №191-ФЗ
«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований». Лесное законодательство задействовано в вопросах перевода земель статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1007
«Об утверждении положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон»
.
Особенности перевода земель лесного фонда установлены статьей 11 федерального закона №172-ФЗ
«О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий». Перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным Кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Федеральный закон от 27 декабря 2023 г. N 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий»
Принят Государственной Думой 19 декабря 2023 годаОдобрен Советом Федерации 21 декабря 2023 годаСтатья 1Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст.
3597, 3599, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2010, N 30, ст.
3998; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст.
3530; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 48, ст.
6732; N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 51, ст. 6680; N 52, ст. 6961, 6971, 6980; 2014, N 11, ст.
1092; N 26, ст. 3377, 3386; N 30, ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997; N 29, ст.
4350, 4359; 2016, N 1, ст. 75; N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3875, 3887; N 27, ст.
4198, 4294; 2017, N 27, ст. 3940; 2023, N 1, ст. 55; N 17, ст. 2426; N 24, ст. 3415; N 30, ст. 4547; N 32, ст.
5133, 5134, 5135) следующие изменения:1) пункт 9 статьи 1 изложить в следующей редакции:
«9) использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями;»
;2) статью 6 изложить в следующей редакции:»Статья 6. Леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда1. Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.2.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 — 123 настоящего Кодекса.
«;3) статью 61 дополнить частью 4 следующего содержания:»
4. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.»;4) в статье 7 слово «, лесопарков» исключить;5) статью 10 изложить в следующей редакции:»Статья 10. Деление лесов, расположенных на землях лесного фонда, по их целевому назначению1.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды:1) защитные леса;2) эксплуатационные леса;3) резервные леса.2. Особенности использования,
Комментарий к СТ 105 ЛК РФ
. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов Комментарий к статье 105 ЛК РФ: 1.
Леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, относятся к защитным лесам и, таким образом, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 ЛК РФ). Поэтому ч. 1 комментируемой статьи устанавливается запрет на проведение в таких лесах сплошных рубок. Исключение из установленного правила до января 2011 года составляли только случаи, когда выборочные рубки не обеспечивали замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч.
4 ст. 17 ЛК РФ). С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ проведение сплошных рубок стало допускаться и в случаях, установленных ч. 5.1 ст. 21 ЛК РФ, а именно при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, которые осуществляются в целях: 1) осуществления работ по геологическому изучению недр; 2) разработки месторождений полезных ископаемых; 3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.