Оглавление:
- Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Лица имеющие право выбирать образовательную организацию и форму обучения
- Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
- Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- Семейное образование – коротко о главном
- Ответы на вопросы
- Родители по закону имеют право выбирать общеобразовательные учреждения
- Права и обязанности родителей в школе в соответствии с законом об образовании
Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Обучающимся предоставляются академические права на: 1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами; 4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении); 5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования); 6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ; 7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов
Статья 44.
Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.
Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; 3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; 5) защищать права и законные интересы обучающихся; 6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
Лица имеющие право выбирать образовательную организацию и форму обучения
> > Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации. Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г.
N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г.
N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме. До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1.
В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). 2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения.
Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как «Формы получения образования».
Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.
Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.
Форм получения образования две: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
2.
Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении. 5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.Комментарий к статье 521. Права и обязанности родителей несовершеннолетних детей определены гл.
12 Семейного кодекса Российской Федерации и гл.
Учет мнения ребенка, достигшего десяти лет, обязателен (ст. 57 СК). Типы и виды образовательных учреждений определены ст.
12 Закона РФ «Об образовании».
Формы обучения детей до получения ими основного общего образования установлены ст. 10 Закона РФ «Об образовании».
Родители участвуют в управлении образовательным учреждением в форме и порядке, предусмотренном уставом образовательного учреждения. 3. Согласно преамбуле Закона РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.
Согласно ст.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ | ст. 44 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.
Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; 3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
Семейное образование – коротко о главном
Материалы по вопросам семейного образования, опубликованные в блоге, вызвали определенный интерес его посетителей. В своих комментариях они отмечают, что в процессе выбора семейного образования возникают вопросы по проблемам перехода на семейное образование, организации промежуточной и итоговой аттестации, правомерности действий руководителей образовательных организаций, правах и обязанностях родителей детей, получающих образование в форме семейного образования и др.
Возможно, приводимая информация окажется полезной для тех, кто решил перейти на семейную форму получения образования детьми или уже перешел на нее. Что такое семейное образование Прежде всего, подчеркнем, что в соответствии с Законом об образовании семейное образование – это форма обучения при получении образования вне образовательной организации.
Понятие «семейное образование» не должно смешиваться с таким понятиями как «домашнее обучение», «обучения на дому», «обучение по индивидуальному учебному плану» и др.
Нормативные документы и материалы При переходе на семейное образование можно воспользоваться следующими документами и материалами: Федеральный закон (далее Закон об образовании);
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
; «Об организации получения образования в семейной форме» (далее — Письмо); Приказы Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394 и от 26 декабря 2013 г. №1400 с внесенными в них изменениями об утверждении порядков проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования соответственно; Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Муниципальное бюджетное учреждение«Методический центр отдела образования города Гая»
На сегодня у руководителей образовательных организаций нет полной ясности в понимании всех особенностей форм получения образования и форм обучения по основным общеобразовательным программам.
Поэтому в данной статье сделана попытка ответить на вопросы, которые возникают у руководителей при реализации различных форм обучения. Ранее в образовательном законодательстве России использовался лишь один термин «Форма получения образования» и было узаконено шесть таких форм (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «Об образовании»): · очная; · очно-заочная; · заочная; · семейного образования; · самообразования; · экстернат.
Пять первых из них новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет как «Формы обучения», которые учащиеся (п.
1 ч. 1 ст. 17 Закона), Экстернат же Закон относит к форме прохождения промежуточной и итоговой аттестации в ОО лицами, получающими образование вне ОО (ч. 3 ст. 34 Закона). Какие вопросы возникают у директоров школ в этой связи? Относятся ли учащиеся, обучающиеся в форме семейного образования и самообразования, к контингенту школы?
Поскольку семейное образование и самообразование являются формами обучения при получении образования вне образовательной организации (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона), то учащиеся, обучающиеся в форме самообразования или семейного образовании по основным общеобразовательным программам общего образования, не относятся к контингенту образовательной организации. Какими законодательными и (или) нормативными актами регламентируется порядок обучения в форме семейного образования и самообразования?
Поскольку действие законодательства об образовании распространяется только на организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации (ч.
7 ст. 4 Закона), а семейное образование и самообразование реализуются вне образовательной организации, нет и не может быть никаких законодательных актов федерального и (или) регионального уровня, так же как нет и не может быть никаких нормативных актов органов местного самоуправления и локальных актов образовательной организации, регламентирующих эти формы обучения.
Ответы на вопросы
Как следует из вопроса, автора интересует разъяснение юридически допустимых пределов сочетания различных форм получения образования и форм обучения. В соответствии со Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выступает свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.
Согласно Закона об образовании образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Частью 2 названной статьи установлено, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Таким образом, сочетание различных форм получения образования и форм обучения практически возможно применительно к п.
1 ч. 1 ст. 17, т.е. к форме получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
При этом следует отметить, что на основании требований ч. 5 названной статьи Закона об образовании формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными
Родители по закону имеют право выбирать общеобразовательные учреждения
16:28, 26 августа 2016 В соответствии с ч.
2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования.
При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства. Родители по закону имеют право выбирать общеобразовательные учреждения.
Для реализации этого права родители могут выбрать из двух вариантов: 1. Отдать ребенка в школу «по месту жительства», куда его обязаны принять в приоритетном порядке, без дополнительных условий, проведения отбора и вступительных испытаний; 2.
Выбрать любую другую школу, независимо от места жительства, и поступать на «свободные места». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Порядок приема граждан на обучение специально подчеркивают право родителей получать информацию, которая может быть полезной при принятии решения о выборе школы и при поступлении в школу. На сайте школы должна быть доступна информация о территории, которая закреплена за школой, о количестве мест в первых классах.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.
При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения. (ст. 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») Чтобы понять, к какой именно школе относится тот или иной адрес места жительства, нужно ознакомиться с приказом (распорядительным актом) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
Права и обязанности родителей в школе в соответствии с законом об образовании
Одним из главных отношений с любой школой является не только ученик, но и его родители, а когда они отсутствуют иные законный представители. Права участников регламентируются на федеральном уровне.
Какие права имеют родители в школе, а также их обязанности в соответствии с новым законодательством, мы обсудим в данной статье.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», он являет собой правовой акт, регулирующий в любом субъекте страны. Посредством этого документа регламентированы не только права, которые гарантированы для лиц, получающих образование, но и принадлежащие права родителям в школе.
Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер.
Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам: +7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область +7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область Остальные регионы: Это быстро и бесплатно! Не так давно в акт были внесены изменения.