Прокурор в административном производстве

Главная - Лицензирование - Прокурор в административном производстве

Оглавление:

Приказ Генпрокуратуры России от 19.02.2015 N 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях»


ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 19 февраля 2015 г. N 78ОБ ОРГАНИЗАЦИИРАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В ПРОИЗВОДСТВЕПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХВ целях эффективной реализации органами прокуратуры задач в производстве по делам об административных правонарушениях, руководствуясь Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур рассматривать участие в производстве по делам об административных правонарушениях как действенное средство укрепления законности.1.1.

В полном объеме использовать полномочия, предоставленные, законодательством, путем:возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования;участия в рассмотрении дела об административном правонарушении;принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений;совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.1.2.

Учитывать, что привлечение к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), осуществляется в особом порядке ( КоАП РФ).2. Прокурорам и заместителям прокуроров с учетом характера выявленного нарушения закона и имеющихся доказательств выносить мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.2.1.

Иметь в виду, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, содержащиеся в материалах проверок, проведенных в рамках полномочий на основании поступившей в прокуратуру информации о нарушениях закона, или в материалах проверок, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений ( КоАП РФ).

Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях

Стр 3 из 4Прокурор как один из участников производства по делу об административном правонарушении вправе возбуждать производство по делу, участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении и т.д.

Согласно Федеральному закону от 18 октября 1995 г.

«О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Указанное постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Об опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и его правовых последствиях см. ст. 30.10, 30.11 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о его возбуждении (п.
2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном

Актуальные аспекты участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И.И.

Балаклеец1, канд. юр. наук, доцент М.Б. Цуприк2, магистрант балтийский федеральный университет им.

И. Канта 2Калининградский филиал Московского финансово- юридического университета (Россия, г. Калининград) Аннотация. В статье проведен анализ полномочий прокурора при участии в рассмотрении дел об административных правонарушениях. Автором затронут вопрос о проблемах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Акцентируется внимание на правовых коллизиях по кругу лиц, в отношении которых прокурор вправе выносить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а также на спорных вопросах об идентичности содержания постановления прокурора и протокола об административном правонарушении. По результатам исследования делается вывод о необходимости унификации и конкретизации законодательства, регламентирующего возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное правонарушение, административное производство, надзор, прокурор, протест. Реализация прокурором полномочий в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях сопряжена с рядом проблем, которые в разной степени проявляются на различных этапах производства и обусловлены пробелами действующего законодательства.

В юридической науке выделяют три стадии деятельности прокурора в рамках административного надзора.

Первую стадию можно обозначит как превентивную. Целью данного этапа является определение и исследование факторов, способствующих возникновению административных правонарушений. Помимо этого, данный этап также включает в себя активные процессуальные действия по предотвращению правонарушений путем проведения проверок соблюдения законодательства.

Вторая стадия охватывает действия, совершаемые непосредственно после выявления правонарушения. К их числу относятся: возбуждение производства по делу об административном правонарушении;

Полномочия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях.

Особенности правового статуса прокурора Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРОРА Панцарино А.В.

Email: Панцарино Анастасия Вячеславовна — магистрант, направление: конституционное и административное право, юридический факультет, Псковский государственный университет, г. Псков Аннотация: согласно ФЗ-№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обладает правом возбуждения дел об административных правонарушениях и проведения административного расследования в рамках полномочий, регламентированных КоАП РФ и соответствующими нормами федерального законодательства, это выступает основанием для научной дискуссии. В настоящей статье рассмотрены вопросы правового статуса прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, и полномочия данного должностного лица на этапе выявления и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Ключевые слова: прокурор, административное правонарушение, КоАП РФ, административное преследование, производство об административном правонарушении. POWERS OF PROSECUTOR IN PROCEEDINGS ON CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES. FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF THE PROSECUTOR Pantsarino A.V.

Pantsarino Anastasia Vyacheslavovna — Undergraduate, DIRECTION: CONSTITUTIONAL AND ADMINISTRATIVE LAW, LAW DEPARTMENT, PSKOV STATE UNIVERSITY, PSKOV Abstract: occording to Federal law № 2202-1 «On the procuracy of the Russian Federation » the Prosecutor has the right to initiate cases on administrative offences and carrying out of administrative investigation within the powers regulated by the administrative code and relevant provisions ofFederal law, it is the basis for scientific discussion. In this article the considered questions of the legal status of the Prosecutor in the proceedings on cases of administrative offences stipulated by the administrative code of the Russian Federation and powers of the officials at the stage of identifying and considering the case on administrative offence.

Органы прокуратуры как субъекты административного процесса

» Законодательство об административных правонарушениях признает прокурора как представителя государственно-властных структур участником производства по делам об административных правонарушениях.

Как отмечается в статье 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Объем полномочий прокурора установлен положениями статьи 25.11 КоАП РФ.

Так, прокурор в пределах своих полномочий вправе: — возбуждать производство по делу об административном правонарушении; — участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении; — приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
Статья 28.4 КоАП РФ определяет, во-первых, исчерпывающий перечень тех административных правонарушений, возбуждение дел по которым возлагается только на прокурора, а во-вторых, предоставляет прокурору право при осуществлении надзорных полномочий возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится в определенные законом сроки (ст. 28.5 КоАП РФ) и должно содержать установленные статьей 28.2 КоАП РФ сведения. Постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента вынесения постановления, а если возбуждено дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, прокурор направляет такое постановление судье немедленно.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно отвечать требованиям, установленным статьей 29.12 КоАП РФ.

Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях

В целях эффективной реализации органами прокуратуры задач в производстве по делам об административных правонарушениях, руководствуясь ,приказываю:1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур рассматривать участие в производстве по делам об административных правонарушениях как действенное средство укрепления законности.1.1.

В полном объеме использовать полномочия, предоставленные законодательством, путем:возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования;участия в рассмотрении дела об административном правонарушении;принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений;совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.1.2. Учитывать, что привлечение к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), осуществляется в особом порядке ().2.

Прокурорам и заместителям прокуроров с учетом характера выявленного нарушения закона и имеющихся доказательств выносить мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.2.1. Иметь в виду, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, содержащиеся в материалах проверок, проведенных в рамках полномочий на основании поступившей в прокуратуру информации о нарушениях закона, или в материалах проверок, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных

Статьи по предмету Административное право

  • Административно-правовое обеспечение единого экономического пространства
  • «Автотехника» от фонаря
  • «Болонская система» в российском образовании
  • «Годовая» служба в России XVI — начала XVII в.: происхождение и основные разновидности
  • «Таможенное регулирование» и «таможенное дело»: проблемы взаимообусловленности и разграничения
  • Welcome в «сухой порт»
  • Авторская концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации
  • Административная и уголовная ответственность государственных гражданских служащих: проблемы правового регулирования
  • Административная литигация в сфере строительства
  • Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы
  • Административная ответственность в сфере оборота оружия по законодательству Республики Казахстан
  • Административная ответственность за коррупционные правонарушения
  • Административная ответственность за нарушение строительного законодательства как механизм государственного управления
  • Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: некоторые вопросы законодательства
  • Административная ответственность как средство обеспечения информационной безопасности
  • Административная ответственность лизинговых компаний и кредитных учреждений
  • Административная ответственность медицинских учреждений и должностных лиц за нарушение права граждан на охрану здоровья
  • Прокурор в производстве по делам об административных правонарушениях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.14, кандидат юридических наук Ломакин, Виктор Иванович

    Актуальность темы диссертационного исследования. Современный этап развития административной реформы характеризуется острой необходимостью совершенствования правовых форм деятельности органов административной юрисдикции.

    В сфере административной юрисдикции в определенной мере затрагиваются права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц, что, несомненно, актуализирует проблему обеспечения законности при ее осуществлении. Ведущая роль в обеспечении законности принадлежит прокуратуре. В механизме государства прокуратура решает особые, свойственные только ей задачи и не входит в структуру органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
    В то же время прокурорский надзор по всем показателям является разновидностью правовых форм осуществления государственно-властных полномочий. Законодательство об административных правонарушениях признает прокурора как представителя государственно-властных структур участником производства по делам об административных правонарушениях.

    Кроме того, данное законодательство вместе с законодательством о прокуратуре определяют характер взаимоотношений прокуратуры с органами исполнительной власти, судебной власти и позволяют прокурору избирать оптимальный вариант действий при осуществлении полномочий, направленных на выявление административных правонарушений и привлечение виновных к ответственности. Наряду с этим в современном правовом пространстве реализация норм об участии прокурора в производстве по делам рассматриваемой категории затруднена из-за проблем теоретического и практического характера.

    Недостаточный уровень теоретического осмысления прокурорского надзора в системе способов и средств регулирования общественных отношений негативно отражается на качестве нормативно-правовой основы участия прокурора в производстве по указанным делам. Так, объем полномочий прокурора, установленный положениями ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), является довольно ограниченным.

    Прокуратура Московской области

    Согласно ст.

    1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

    Одной из функций прокуратуры, закрепленной в ст. 2 указанного закона, является возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования.

    Полномочия прокурора в названной сфере закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ). В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и назначаемых им прокуроров возложено осуществление в пределах своей компетенции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

    Согласно ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протесты на постановления по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденном по инициативе прокурора. Статьей 28.4 КоАП РФ прокурору предоставлено исключительное право возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63, 6.19, 6.20, 7.24, ч.

    Участие прокурора в суде при рассмотрении дел об административных правонарушениях

    12 Окт 2015, 10:53В соответствии с положениями ст.

    25.11 КоАП РФ прокурор вправе принимать участие в рассмотрении судом общей юрисдикции или несудебным органом (должностным лицом) любого дела об административном правонарушении, в том числе возбужденного не по его инициативе, поскольку КоАП РФ не устанавливает никаких ограничений на этот счет, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.

    При этом законодателем установлена обязанность лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дело об административном правонарушении, возбужденное по инициативе прокурора, извещать прокурора о месте и времени его рассмотрения. Согласно ч. 2 ст. 29.8 КоАП РФ в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

    При этом закон в равной мере относит это положение как к случаям, когда инициатором возбуждения дела был сам прокурор, так и в иных случаях, когда он посчитал необходимым принять участие в слушании.

    Таким образом, существует 2 формы участия прокурора на данной стадии: обязательной и альтернативной. Обязательное участие прокурора предусмотрено в случае рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

    Альтернативная форма участия осуществляется по решению прокурора, принятым им в ходе рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений граждан.

    Если при осуществлении возложенных на него функций в ходе рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор придет к выводу о необходимости принятия участия в рассмотрении дела, то органы, должностные лица и судьи, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, не вправе исключать такую возможность для прокурора. Это объясняется тем, что в ходе рассмотрения таких обращений граждан прокурор может располагать дополнительными данными, которые могут существенно повлиять на решение по делу при его рассмотрении судьей.

    Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях

    (Кривоносов А.

    Н.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 1) ПРОКУРОР КАК УЧАСТНИК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ А. Н. КРИВОНОСОВ Кривоносов Анатолий Николаевич, кандидат юридических наук, заместитель первого проректора Российского государственного социального университета, почетный работник прокуратуры, заслуженный юрист Московской области. Производство по делам об административных правонарушениях имеет достаточно сложную структуру.

    В производстве по делам об административных правонарушениях участвуют различные субъекты, у которых соответствующий правовой статус. Административно-правовой статус участника производства по делам об административных правонарушениях зависит от того, какое место он занимает в соответствующем юрисдикционном производстве.

    Необходимо сказать, что в производстве по делам об административных правонарушениях есть участники, которые имеют собственный интерес, — это прежде всего лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший. Есть группа участников, которые содействуют эффективной деятельности по осуществлению производства по делу об административном правонарушении; это, прежде всего, свидетель, эксперт, специалист, переводчик. Прокурор в производстве по делам об административном правонарушении занимает особое место.