Оглавление:
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- О классификации специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
- Становление института специализированных уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странахтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ
- О специализированных омбудсменах и критериях их специализации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.
Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные.
Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания. В пределах своей компетенции : рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства; рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал
О необходимости создания института специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право.
Юридические науки»
УДК 342 ББК 67 DOI 10.24411/2073-3313-2019-10055 о необходимости создания института специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека W W _ _ в российской федерации Роман Юрьевич ИВАНОВ, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина E-mail: Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Аннотация.
Annotation. In many countries emergence of specialized ombudsmen was result of development of institute of the ombudsman.
In the Russian Federation the institute of the Commissioner for Human Rights also went on the way of creation of specialized (branch) ombudsmen. However, despite emergence in the Russian Federation this human rights institute of a consensus among scientists and practicians concerning its need and expediency it is still not reached.
Keywords: commissioner for human rights, human right and citizen, specialized commissioners for human rights.
Рецензент: О.В. Нардина, кандидат юридических наук, доцент Проблеме защиты прав человека и гражданина традиционно уделяется особое внимание со стороны государства.
И это не случайно, поскольку в настоящее время происходят существенные трансформации в содержании социально-экономической роли Российской Федерации, провозгласившей в качестве своего
О классификации специализированных (отраслевых) уполномоченных по правам человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
УДК 342 ББК 67 DOI 10.24411/2073-3313-2019-10198 О КЛАССИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ (ОТРАСЛЕВЫХ) УПОЛНОМОЧЕННЫХ ________V V _ _ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Аннотация. В последнее время в нашей стране наметилась устойчивая тенденция к расширению функциональной специализации уполномоченного по правам человека и, как следствие, появлению специализированных уполномоченных в самых разных сферах общественных отношений.
Такое многообразие видов специализированных уполномоченных в Российской Федерации требует определенного упорядочения и систематизации.
В статье представлена авторская концепция классификации существующего в настоящее время многообразия видов специализированных уполномоченных в Российской Федерации. Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, права человека и гражданина, специализированные уполномоченные по правам человека, критерии классификации.
Annotation. Recently in our country the steady tendency to expansion of functional specialization of the commissioner for human rights and, as a result, to appearance of specialized representatives was outlined in the most various spheres of the public relations.
Проблемы и перспективы дальнейшего развития института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации
Ключевые слова:Российская Федерация, Уполномоченный, субъект, субъект РФ, орган, судебная власть, государственная власть, региональный омбудсмен, регион России, Конституция РФ, омбудсмен, суд.
В соответствии с действующим законодательством, учреждение уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации относится к их исключительной компетенции. Хотелось бы отметить, что еще до вступления в силу Федерального конституционного закона были приняты законы об региональном Уполномоченные в Башкирии и Свердловской области [1, с.
137]. Первый Уполномоченный появился в 1996 году в Башкирии.
А к 2017 году обеспечена деятельность региональных Уполномоченных во всех регионах России.
Но, к сожалению, приходится констатировать, что в некоторых регионах России между принятием регионального законодательства об Уполномоченном и назначении первого омбудсмена проходил длительный срок — порой более 10–15 лет.
[3, с. 152]. В зависимости от срока, цели, места и пределов конституционного (уставного) регулирования, а также последующего развития норм конституций (уставов) субъектов РФ об Уполномоченном по правам человека в текущих законах предлагается следующая классификация [6, с.
Становление института специализированных уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право.
Юридические науки»
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО УДК 342.72/73 (Тат) Р.Г. ВАГИЗОВ, кандидат юридических наук, доцент, уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан Г.А. МУСТАФИНА, кандидат педагогических наук, доцент Институт экономики, управления и права (г.
Казань) СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В статье рассматривается процесс становления и развития института специализированных уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, анализируются различные модели специализированных уполномоченных по правам человека в российских регионах, их особенности и значение в формировании российского гражданского общества.
Государство, будучи субъектом международ- нашей стране сравнительно недавно и не име-ного права, выполняет функцию защиты и ох- ет пока каких-то укоренившихся традиций.
«Од-раны прав и свобод граждан, используя при ной из главных особенностей института упол-этом систему институтов, процедур, механиз- номоченного по правам человека является прак-мов, гарантирующих защиту прав и свобод.
«институт специализированных уполномоченных по правам человека»
применяется по отношению к ин- стт-уту, существующему в т°м или ином ретоте РФ, в к°то- ловека созданы модифицированные модели: законодательные (парламентские) и исполни- ром функционируют различные специализированные или отраслевые [9, с.
К вопросу об учреждении института отраслевых (специализированных) уполномоченных по правам человека.
Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
А.
С. Еременко К ВОПРОСУ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ИНСТИТУТА ОТРАСЛЕВЫХ (СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ) УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Работа представлена кафедрой государственного и международного права Северо-Западной академии государственной службы. Научный руководитель — кандидат исторических наук, профессор А.
В. Фомичёв Институт отраслевых или так называемых специализированных Уполномоченных по правам человека только получает свое распространение в Российской Федерации.
Однако крайности в подходе к данному институту не позволяют по достоинству оценить его правовую значимость в реализации государственных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Ключевые слова: специализированный Уполномоченный по правам человека.
The institute of branch or so-called specialised representatives for human rights is just receiving its distribution over the Russian Federation.
Так, Н. Ю. Хама-нева указывает, что существующий Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» слишком широко определяет компетенцию Уполномоченного. Так, по ее мнению, не следовало распространять сферу деятельности Уполномоченного на судебные органы, исправительно-трудовые учреждения, органы военного управления с тем, чтобы в дальнейшем создать ряд специальных Уполномоченных, например, по военным делам, как уже сделано в ряде стран [9, с.
4]. Как нам представляется, постановка
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ Введение .2 Глава 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ .4 §1. Развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ .4 §2.
Специализированные уполномоченные по правам человека в России .7 Глава 2.
Административно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 11 §1.
Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ 11 §2.
Гарантии, предоставляемые федеральному Уполномоченному 14 Глава 3. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ 16 §1. Рассмотрение обращений граждан 16 §2.
Деятельность Уполномоченного по результатам рассмотрения жалобы 19 §3. Деятельность Уполномоченного, не связанная с рассмотрением конкретной жалобы 20 Заключение 24 Библиографический список 26 Введение.
Двадцатый век оставил в истории человечества не только свидетельства его безумия – мировые войны, вооруженные конфликты, но и именно в этот век человечество на первые позиции выдвинуло проблему защиты прав и свобод человека, интересов личности. Произошедшие в последние десятилетия изменения в общественно-политической и экономической жизни России логично привели к необходимости возведения защиты прав и свобод человека в ранг первоочередной задачи государственной важности.
Данное положение нашло свое отражение в статье 2 Конституции Российской Федерации, провозгласившей человека, его права и свободы высшей ценностью и возложившей на государство обязанность их защищать.
Опыт показывает, что недостаточно лишь нормативного закрепления постулата об обязанности государства защищать права и свободы человека, как высшую ценность, важно создать условия, способствующие претворению его в жизнь.
Для эффективной защиты прав и свобод человека необходима устойчивая внутригосударственная система, включающая в себя множество инструментов, механизмов защиты прав личности.
Одним из составляющих внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, и является
Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Шабанова, Зурида Муссовна
Актуальность темы диссертационного исследования. В современный период в Российской Федерации предпринимается попытка создания системы взаимодействия гражданина и государства, отвечающей международным стандартам.
В сложных условиях политической, экономической и социальной напряженности государство ищет пути формирования эффективной системы защиты прав человека как фундаментального элемента правового государства. Отсюда следует необходимость в усовершенствовании существующих правовых институтов против злоупотребления властью на всех уровнях.
Институт омбудсмена в современных правовых системах стран мира по справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в работе государственных органов. Причины этого состоят в том, что возросшая управленческая экспансия государства во все сферы человеческой деятельности ставит человека в зависимое положение от государства и приводит к пониманию необходимости сдерживающего фактора.
Им становится омбудсмен, который является ограничителем всевластия государства, инструментом контактирования государственных органов и гражданского общества, механизмом, восполняющим пробел в отношениях между государственной властью и населением и способствующим строительству демократического правового государства, а также развитию правосознания граждан и должностных лиц. Важной является и психологическая сторона, позволяющая гражданину не чувствовать себя обиженным и в том случае, если его жалоба не будет удовлетворена, так как остается осознание того, что он был выслушан, что ему было уделено внимание.
Эффективность и результативность подобного правозащитного института привели к тому, что в настоящее время он получил распространение в более чем 100 государствах. Омбудсмен успешно функционирует в государствах, принадлежащих к различным правовым семьям, с различными формами правления и государственного устройства. Многие государства, апробировав эффективность этого института, стали вводить специализированных омбудсменов
Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странахтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ
На правахрукописи Шабанова Зурида Муссовна СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКАВ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Специальность 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук МОСКВА-2004 Диссертация выполнена и рекомендована к защите на кафедре государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Ведущая организация: Московский государственный университет им.
М.В.Ломоносова, юридический факультет. Защита состоится «25» ноября 2004 г., в 16.00 на заседании диссертационного Совета Д-502.006.10 по юридическим наукам в РАГС при Президенте РФ, по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, д.
84, ауд. 2297. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС. Автореферат разослан «25» октября 2004 г. Ученый секретарь МИРОНОВ Олег Орестович.
РУДИНСКИЙ Феликс Михайлович; кандидат юридических наук, доцент ШЕЕНКОВ ОлегАнатольевич. диссертационного Совета И.С. Яценко I. Общая характеристика диссертационной работы Актуальность темы диссертационного исследования.
В современный период в Российской Федерации предпринимается попытка создания системы взаимодействия гражданина и государства, отвечающей международным стандартам. В сложных условиях политической, экономической и социальной напряженности государство ищет пути формирования эффективной системы защиты прав человека как фундаментального элемента правового государства. Отсюда следует необходимость в усовершенствовании существующих правовых институтов против злоупотребления властью на всех уровнях.
Институт омбудсмена по справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в работе государственных органов.
Причины его учреждения в государствах с давними демократическими традициями состоят в том, что возросшая управленческая экспансия
Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внутригосударственного механизма защиты прав человека (Калинина Е.Г.)
В международном сообществе особым уважением пользуются государства, способные обеспечивать права человека за счет собственного внутригосударственного механизма. Предтечей осмысленного создания механизма реализации и защиты прав человека в Российской Федерации можно считать ст.
2 Конституции РФ, где государство возлагает на себя обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Заложенная идея подкреплена ст. 17 Конституции РФ: провозглашены гарантии, направленные на реализацию и функционирование внутригосударственного механизма защиты прав человека.
Однако декларация гарантий вовсе не означает их эффективного действия. В отличие от субъективного права, которое можно рассматривать как безусловное явление человеческой жизни, гарантии условны и производны.
Исходя из данного тезиса, верным представляется утверждение профессора А.Н. Кокотова о том, что развернутая система гарантий нуждается в правовом закреплении , точнее, в детальном, ясном, недвусмысленном закреплении.
На данный момент развития правового регулирования Российское государство в лице его органов на всех уровнях власти столкнулось с необходимостью зафиксировать статус специализированных уполномоченных по правам человека, существование которых представляется важной гарантией обеспечения прав человека.——————————— Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. 2-е изд. М., 2013. С. 78.Российская правовая действительность знакома с институтом уполномоченного по правам человека, заимствованным у иностранных юрисдикций для совершенствования национального законодательства с целью приведения последнего в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека .
Конституция РФ (п. «е» ч. 1 ст. 103) закрепляет, а Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ
«Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
определяет статус уполномоченного по правам человека.
Названные конституционно-правовые
О специализированных омбудсменах и критериях их специализации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
о специализированных омбудсменах и критериях их специализации Калинина Екатерина Геннадьевна Аспирант кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: Раскрываются конституционные основы деятельности специализированных омбудсме-нов в России.
Представлен обзор практики учреждения данного института в зарубежных странах.
На основе анализа международно-правовых и конституционно-правовых норм и практики зарубежных стран автор выделяет применяемые в различных правовых системах критерии функциональной специализации омбудсменов, среди которых — критерий «уязвимой» категории лиц, критерий защиты экономических прав и др.
Ключевые слова: специализированные уполномоченные по правам человека (омбудсмены), критерии специализации омбудсменов, уязвимые категории лиц, права человека ON SPECIALIZED OMBUDSMEN AND THE CRITERIA FOR THEIR SPECIALIZATION Kalinina Ekaterina Urals State Law University (Yekaterinburg), e-mail: The article defines the constitutional grounds for specialized ombudsmen’s activities in Russia and focuses on the establishment of this institution abroad. Taking into account the international and constitutional legal framework and foreign legal practices, the author analyzes different criteria for the ombudsmen specialization, i. e. a criterion of «vulnerable people», criterion of «economic rights protection», etc.
Key words: specialized ombudsman, criteria for ombudsmen specialization, vulnerable people, human rights Становление института омбудсмена и включение его в правовую систему часто рассматриваются в качестве ключевых направлений политики государства по развитию демократических начал1. Специализированные омбудсмены являются новым механизмом защиты прав и свобод человека в Российской Федерации2.